ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
0 уровень. Нет общей цели в деятельности коллектива воспитанников. Все организационные функции выполняют старшие товарищи (родители, учителя).
Командирам отведена роль исполнителей и информаторов. Остальные тоже получают от старших задания, которые предлагают исполнительские и организационно-исполнительскую деятельность. Отчитываются дети перед старшими товарищами.
I уровень. Организаторская деятельность подчинена цели жизненно-практической деятельности коллектива: “Добиться, чтобы ребята добросовестно выполняли поручения“. Командиры получают задание - инструкцию от старших. В коллективах распределяют индивидуальные поручения, постоянные и временные. На классном собрании ребята рассказывают о выполнение задания. Командиры распределяют поручения, добиваются их добросовестного выполнения: контролируют работу отдельных ребят, собирает для совместной работы. Поручения отдельных ребят могут быть организационно-исполнительскими, исполнительскими. Отчитываются перед старшими товарищами.
II уровень. Организаторская деятельность подчинена цели общения в коллективе: “Добиться, чтобы коллектив стал дружней“. Командиры получают задания от старших. Командиры распределяют задание, добиваются добросовестного выполнения и добровольных взаимоотношений. В коллективах поручения могут быть как индивидуальными, так и групповые: постоянные и временные группы, создаются по желанию. На классных собраниях рассказывают о совместной работе и о взаимоотношениях ребят в коллективе. Поручения отдельных ребят могут быть организационно-исполнительские и исполнительские. Отчитываются ребята перед старшими товарищами.
III уровень. Общей целью организаторской деятельности коллектива является: “Добиться четкости и организованности в работе коллектива и совета лидеров, научиться командовать и подчиняться“. Совет лидеров планирует выполнение заданий старших товарищей, определяет поручения коллектива и оценивает работу командиров. Каждый коллектив оценивает пути и средства выполнения поручений, совет командиров. Общий сбор и совет командиров обобщает и оценивает работу коллектива и оценивает работу членов коллектива и командира. Командиры организуют совместное распределение поручений в коллективе, контролируют и оценивают работу каждого, добивается четкости и организованности, отчитываются перед советом командиров, или общим сбором. Каждый ребенок имеет поручение коллектива: организаторское, организаторско-исполнительское, участвует в коллективном планировании, коллективном подведении итогов. Отчитываются перед командиром.
IV уровень. Общая цель: “Добиваться дружбы и сплоченности в работе, научиться взаимопомощи и взаимоконтролю“. Совет командиров выступает с предложением к коллективам, координировать их работу, обобщает их мнения и предложения к плану, уточняет поручения и распространяет их опыт. Коллективы сообща планируют, анализируют свои дела оценивают работу командиров. Общий сбор обобщает и оценивает работу коллективов и совета командиров. К командиру подходят за разъяснениями. Командир организует коллективную и индивидуальную работу ребят, советуется с товарищами, высказывает общее мнение коллектива на совете командиров и общем сборе. Каждый ребенок может быть избран командиром, участвовать в коллективном планировании, в совместном выполнении поручения, высказывать свое мнение оценку по работе командира, отчитываться перед коллективом или командиром.
V уровень. Цель: добиться, чтобы коллектив заботился о росте активности и организованности каждого, чтобы каждый стремился быть активным или организованным, быть заботливым и смелым командиром, проявлять заботу о каждом коллективе, помогать им стать дружнее, чтобы помочь каждому стать дружнее, заботливее, организованнее. Общий сбор обсуждает и утверждает организует работу коллектива, ребята организованнее становятся. Каждый ребенок стремится стать настоящим организатором, командиром, творчески выполнять поручения и наказ коллектива, оказывать помощь другим ребятам.
|