Положение
о портфолио учеников начальных классов
МБОУ Кольская средняя общеобразовательная школа №2
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение «Портфолио индивидуальных образовательных достижений учащегося», далее – Положение, разработано в целях создания условий для введения ФГОС общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения в начальных классах, далее – Портфолио.
Портфолио – это набор документов (в печатном или электронном виде), в котором фиксируются оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся за весь период обучения с 1-го по 11-й класс. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
В процессе создания Портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.
1.2. В начальной школе такая форма оценивания детей, как Портфолио, носит рекомендательный характер и составляется обучающимся по желанию.
2. Цели и задачи.
2.1.Цель Портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
- формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»)
- повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;
- максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка;
- формировать готовность к самостоятельному познанию мира;
- развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
диагностическую: фиксируются все достижения и успехи обучающегося;
целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом;
мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов, позволяет более объективно дать характеристику ученика по итогам обучения в начальной школе;
содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу;
рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Порядок формирования Портфолио.
3.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления Портфолио – с 1 по 4 классы начальной школы.
Работа учеников с Портфолио сопровождается при помощи взрослых:
родителей (законных представителей), педагогов, классных руководителей, в ходе совместной работы с которыми устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление Портфолио ложится родителей (законных представителей) и учащихся.
Ученик:
- самостоятельно формирует Портфолио, выбирает те или иные материалы;
- самостоятельно оценивает свои результаты;
- самостоятельно вступает в контакт с консультантами;
- сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
Учитель:
- является консультантом и помощником, в основе деятельности которого –
сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения Портфолио;
- информирует учащихся о конкурсах, олимпиадах и др. мероприятиях различного рода и уровня;
- способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
Родители:
- отслеживают индивидуальное развитие ученика;
- помогают в заполнении и оформлении Портфолио;
Заместитель директора по учебно-методической работе:
- информирует членов педагогического коллектива о результатах деятельности, осуществляет просветительскую деятельность;
- осуществляет контроль внедрения в образовательный процесс Портфолио;
- консультирует классных руководителей по вопросам внедрения Портфолио в образовательный процесс.
3.3.Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение, Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом и медицинской картой ребенка.
4.Структура, содержание и оформление Портфолио.
4.1.Портфолио достижений ученика - документ единого образца, представляющий
папку с файловыми вкладышами (в электронном виде), включающую документы и материалы, сгруппированные по разделам.
Рукописные материалы должны быть написаны разборчивым подчерком.
4.2.Портфолио ученика имеет.
-
Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс). Контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика). Оформляется родителями (законными представителями) совместно с учеником.
4.2.2. Основную часть, которая включает в себя:
-
раздел « Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка. Возможные заголовки листов «Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа», «Мой город», «Мои друзья», «Спорт и я»;
-
раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), можно поместить ее фотографию.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также рекомендуется дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось;
-
раздел «Моя учеба» - достижения ученика в различных предметных областях. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, сочинениями, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения. Возможные заголовки листов «Мои лучшие работы», «Мои проекты», «Мой читательский дневник», «Мои любимые книги», «Моя школа», «Школьные предметы», «Мои любимые школьные предметы»;
-
раздел «Мои достижения». В разделе размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение в хронологическом порядке;
-
раздел «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности и относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему мероприятия;
-
раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;
-
раздел «Отзывы и пожелания» - лист отзывов (бланк), где родители (законные представители), учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания и сами учащиеся, которые могут написать для себя цели на будущее. В разделе размещается положительная оценка стараний ученика;
-
раздел «Содержание».
5.Критерии оценки достижений учащихся.
5.1.Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел
|
Индикатор
|
Баллы
|
Титульный лист,
разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания»,
«Содержание»
|
- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок стараний ученика.
|
- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;
- 3 балла - незначительные замечания
|
Раздел «Моя учеба»
|
-наличие проектов, творческих работ и т.д.
|
- 5 баллов - от 5 и более работ по каждому предмету;
- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
|
Раздел «Моя общественная работа»
|
- наличие поручений, фото, сообщений и т.п.
|
- 5 баллов - наличие поручений, красочных сообщений на тему (от 5 и более)
- 3 балла – наличие поручений, красочных сообщений на тему (3-4);
- 1 балл – недостаточная информация, отсутствие сообщений
|
Раздел «Мое творчество»
|
- наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ
|
- 5 баллов – наличие от 5 и более работ;
- 3 балла – количество работ составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
|
Раздел «Мои впечатления»
|
- наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.
|
- 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.;
- 1 балл – отсутствие данных работ
|
5.2. Итоговая оценка Портфолио может определяться как простая сумма баллов (не более 16б.)
В конце учебного года 4 класса рекомендуется проведение презентации Портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
« Самый оригинальный Портфолио»;
« За лучшее оформление работ»;
« За многогранность таланта»;
« За трудолюбие»;
« За творческий подход» и др.
5.3. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
- сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегулятивной.
5.4. Информация о достигнутых обучающимся образовательных результатах, допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
5.5. Положение действительно до внесения следующих изменений.
|