МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Учебную программу можно считать одной из моделей учебного курса, отражающей определенный фрагмент процесса обучения. При этом наивысший уровень обобщенности достигается при построении такой модели, как учебный план, а моделью максимально конкретной выступает конспект отдельного урока. В своеобразной цепочке моделей процесса обучения программа представляет собой звено достаточно высокой степени обобщенности, расположенное непосредственно рядом с учебным планом:
Программа как модель курса должна отражать компоненты методической системы обучения учащихся в рамках конкретного курса. Остановимся на вполне распространенном варианте рассмотрения компонентов методической системы - это цели, содержание, методы и формы, средства и результаты функционирования данной системы.
Все эти компоненты связаны между собой: цели определяют желаемые результаты, являются ведущим фактором отбора и структурирования содержания курса, отбора и разработки методов и форм обучения, содержание, методы и формы требуют определенных средств достижения целей обучения - целей усвоения содержания в первую очередь. Этот упрощенный подход к рассмотрению взаимосвязей компонентов системы не исчерпывает всего многообразия и не отражает всей сложности этих взаимосвязей. Так, в частности, существует влияние методов, форм и средств на такие компоненты, как цели, а следовательно, на результаты и содержание обучения. Однако этот подход позволяет сформулировать определенные требования к учебной программе. Ряд требований может быть предъявлен к учебной программе и в связи с тем, что программа является документом, способствующим обеспечению целесообразности, результативности и законообразности деятельности учителя. Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя учитель, - обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие учащегося средствами своего учебного курса. Поэтому программа помогает осуществлять в самом общем плане контроль и самоконтроль деятельности учителя. Можно сказать, что учебная программа определяет основные направления работы учителя и регламентирует конкретные шаги по разработке уроков, занятий, внеурочных мероприятий, по их реализации и самооценке результативности.
В целом программа представляет собой важнейший компонент учебно-методического комплекса по определенному предмету (курсу), выполняющий ведущую роль по отношению к другим компонентам: учебнику, методической литературе и пр. При разработке авторской программы курса целесообразно руководствоваться следующим основным правилом: «учебная программа отражает все перечисленные выше компоненты методической системы, но с разной степенью подробности, основное внимание в программе уделяется содержанию учебного курса».
На основе анализа различных учебных программ можно утверждать, что цели обучения курсу, основные особенности методов и форм работы находят отражение в объяснительной записке к программе, формы работы, принципиальные для конкретного учебного курса, и средства, специфичные для него, отражаются в специальных структурных элементах учебной программы. Планируемые результаты также часто отражаются в отдельном элементе текста программы.
Таким образом, в учебной программе можно выделить следующие структурные элементы:
-
объяснительная записка;
-
основное содержание программы, определенным образом структурированное;
-
описание планируемых результатов;
-
дополнительные элементы программы;
-
список литературы для учителя.
В объяснительной записке должны быть сформулированы цели и (или) задачи обучения данному курсу, должна содержаться краткая характеристика методов и форм работы, могут присутствовать комментарии к методике работы по курсу, специфичные для конкретного курса.
Структурирование содержания предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. Элемент содержания внутри темы чаще всего называют вопросом программы. При этом последовательность рассмотрения вопросов темы и их иерархия в тексте программы не отражаются. Эти проблемы решаются на уровне конкретизации деятельности учителя и учащихся - на уровнях тематического планирования и конспекта урока. Точно также программа не определяет времени на изучение отдельных вопросов темы, в программе указывается лишь общее число часов, отведенных учебным планом на изучение курса, и распределение числа часов на разделы и темы.
Описание планируемых результатов в большинстве случаев приобретает форму перечня знаний и учений учащихся. Однако если речь идет о факультативном курсе, о курсе художественно-эстетического цикла дисциплин и ряде других случаев, то результатами могут быть не только (и не столько) знания и умения учащихся, но и изменения в познавательных интересах и профессиональных намерениях, в психических механизмах (мышлении, воображении, памяти и пр.), в овладении видами практической деятельности, изменения соотношения между репродуктивной и продуктивной сферами психики учащихся, в появлении стремления к творчеству и в овладении приемами творческой деятельности и пр.
Единственным принципиальным требованием к данному элементу программы надо считать возможность разработки системы проверки результативности изучения курса учащимися на основе описания планируемых результатов. Такая система может в простейшем случае представлять наборы типовых заданий для учащихся, тесты и пр.
Дополнительные элементы программы призваны отразить формы и средства обучения, в большинстве случаев связанные с проблемой обеспечения наглядности и практической направленности курса. Так, например, для курсов естественнонаучного содержания в программе принято помещать перечни демонстраций, практических и лабораторных работ и пр.
Процесс разработки авторской программы должен включать определенные этапы, которые могут, разумеется, быть выраженными «по-разному ярко». Такими этапами можно считать:
►► поисковый этап;
►► этап создания проекта программы;
►► экспериментальное преподавание;
►► массовое обучение.
1. Поисковый этан включает две стадии:
а) обоснование необходимости создания новой программы;
б) научно-педагогические исследования.
Учитель должен обосновать прежде всего для себя актуальность разработки именно данного курса и, в частности, его программы. При этом актуальность определяется единством двух сторон - важности. Целесообразности обучения по данному курсу и неразработанности предполагаемой модели курса -учебной программы. В ряде случаев размышления над обеими сторонами актуальности будущей работы над курсом на основе изучения литературы и анализа практики работы учителей над аналогичными курсами может привести к выводу о том, что следует лишь несколько откорректировать или модернизировать одну из имеющихся учебных программ (опубликованных или известных в порядке обмена опытом). Тогда авторская программа будет заменена комментариями и дополнениями к существующим программам с соответствующими ссылками и можно будет направить усилия на разработку методического обеспечения курса.
На второй стадии поискового этапа - на стадии научно-педагогических исследований проводится широкий анализ учебно-педагогической и научно-методической литературы, научных исследований, то есть ведутся теоретические исследования различных проблем, которые могут способствовать созданию авторской программы.
В целом на поисковом этапе должен быть решен вопрос об актуальности разработки программы, выяснено, какой она должна быть. На данном этапе участие в работе принимают члены школьного методического объединения, представители администрации школы, представители методического объединения местного департамента образования. Итоги данного этапа могут быть представлены в форме краткого педагогического задания на разработку авторской программы.
2. Название этапа создания проекта программы говорит само за себя. Общие правила оформления текста программы были описаны выше.
3. Этап экспериментального преподавания преследует цели проверить правильность основных целей и частных решений, отраженных в учебной программе, откорректировать в случае необходимости элементы программы и, что особенно важно, отработать хотя бы в первом приближении методику работы по новой программе. Этот этап может быть достаточно длительным, если выяснится к тому же, что придется создавать хотя бы учебное пособие для учащихся (не говоря уже об учебнике) и методическую литературу для учителя.
Экспериментальное преподавание осуществляется в экспериментальных классах.
Успешность экспериментального преподавания выявляется по успеваемости учащихся (или по другим критериям в соответствии с особенностями курса) при участии членов школьного методического объединения и представителей администрации школы.
В итоге экспериментального преподавания должна появиться собственно авторская программа (могут появиться и другие компоненты учебно-методического комплекса, обеспечивающего работу учителя и учащихся по данному курсу). Эта программа должна быть утверждена дирекцией школы и согласована с методическим объединением местного департамента образования.
4. Число учащихся, обучающихся по авторской программе на этапе массового обучения, определяется социальным заказом на разработку программы и возможностями школы. Оно должно быть таким, чтобы обеспечивать стабильность качества обучения.
|