Сайт учителя начальных классов
Панфиловой Светланы Леонидовны
Интересные работы: "Интерактивные тесты", И.А. Бунин "Густой зеленый ельник у дороги...","Северный олень", "Япомню! Я горжусь!"
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [70]
В разделе представлены элементы уроков по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке с использованием ИКТ
Учебные программы [2]
Классные часы [6]
Классному руководителю [37]
Тематическое планирование по предметам УМК "Перспективная начальная школа" [18]
Меню сайта
Наш опрос
Сколько часов в сутки работает учитель?
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Погода Код для кнопки

Наводим мышь на кнопку, правой кнопкой выбираем меню "просмотр кода элемента" или "проверить элемент", внизу страницы появляется окошко на НТМЛ языке, строка с кодом кнопки подсвечивается. Копируем и вставляем на сайт в шаблоне основной страницы.
Главная » Файлы » Классному руководителю

Методические рекомендации
[ · Скачать удаленно () ] 04.07.2015, 15:44

Приложение к письму Минобразования России,        от 21.06.2001 г. № 480/30-16

 

Методические рекомендации Минобразования России по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях

 

Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государ­ственной политики в области образования определены Национальной доктри­ной образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999— 2001 годы (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.1999 г. № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль общеобразовательного учреждения как централь­ного звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.

В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитатель­ной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.

Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами общеобра­зовательного учреждения, призвана обеспечивать возможно более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самосто­ятельности и ответственности, гражданского становления.

В результате реформирования образования за последние десятилетия зна­чительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социо­культурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт органи­зации учебно-воспитательной работы, осуществляют качественное обновле­ние содержания, форм и методов образования детей.

Расширился состав организаторов воспитательного процесса. В соответ­ствии с решением коллегии Минобразования России от 28.04.1998 г. № 5/(1) «Об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях  органам управления образованием было рекомендовано вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) должности педагогов-психологов, социальных педагогов, педаго­гов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспи­тателей.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники.

В классном коллективе учебно-воспитательный процесс в настоящее время организуют: классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) — учитель-предметник (реже — другой педагогический работник), явля­ющийся наставником учащихся одного класса; классный воспитатель (осво­божденный классный руководитель).

Классный воспитатель (освобожденный классный руководитель), как правило, необходим в сложном коллективе, где имеются дезадаптированные дети с низким уровнем воспитанности, знаний и умений, а также в ситуации перехода из начальной в среднюю школу. Его должностные обязанности опре­делены тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, согласованными с поста­новлением Минтруда РФ от 17.08.1995 г. № 46 с учетом изменений, внесенных постановлением Минтруда от 22.11.1995 г. № 65. Однако эффективному внед­рению должности классного воспитателя в общеобразовательных учреждени­ях пока препятствует отсутствие финансирования и налаженной системы под­готовки кадров1.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.

Он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ре­бенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельно­сти классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыра­жения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповтори­мости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

С момента официального утверждения в России института классных на­ставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, веде­ние школьной

 

1 Примечание. Методические рекомендации по организации деятельности классного воспита­теля в общеобразовательном учреждении разрабатываются отдельно. Вместе с тем классные воспитатели могут руководствоваться отдельными положениями данных методических ре­комендаций.

 документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.

В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответ­ствии с Законом РФ «Об образовании» определяются Уставом общеобразова­тельного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъек­тов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его де­ятельности, закрепляют права и обязанности.

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работни­ка приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по вос­питательной работе. Его участие в образовательном процессе, взаимоотноше­ния с другими организаторами учебно-воспитательной работы определены должностными Обязанностями.

Функции классного руководителя определяются необходимостью созда­ния условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспи­танниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств;

анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учеб­ную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, само­определение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, вза­имоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Анализ практической деятельности классных руководителей показывает, что они рассматривают воспитание, прежде всего, как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становит­ся индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и пси­хического развития каждого ребенка (41% опрошенных классных руководите­лей). Происходит смещение акцентов и в работе с классом в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса (53%), созданию в нем положительного психологического климата (82%), раз­витию детского самоуправления (65%), созданию условий, позволяющих каж­дому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими (92%), включению учащихся в систему реальных социальных отношений (79%).

Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируе­мая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образо­вательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и не­гативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, меж­конфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уро­вень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на ра­боту с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особен­ности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разно­образные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навы­ков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхожде­ния ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспи­танников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно зна­чимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенно­сти, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навы­ков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития лич­ности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образо­вательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагоги­ческого труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с долж­ностными обязанностями других участников образовательного процесса.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном про­цессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к рабо­те с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, вы­пуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неде­лях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает инди­видуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психо­лога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При под­держке 'педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и воз­можности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуаль­ной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотруд­ничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образова­ния детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и само­воспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включе­нию школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий классный руководитель активно вза­имодействует с педагогом-организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных ме­роприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом предста­вителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получа­ют разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, их самореали­зации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социа­лизации личности. В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, сов­местными усилиями организуется информирование обучающихся о действую­щих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, от­ношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особен­ностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обуче­нии, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразо­вательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению пе­дагогической и психологической культуры родителей через проведение роди­тельских собраний, совместную деятельность.

Дифференцированный подход к обязанностям классного руководителя определяется спецификой общеобразовательного учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности учащихся, их возрастными особен­ностями, сформированностью классного коллектива, качеством предшествую­щей воспитательной деятельности.

Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагоги­ческой ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как груп­пы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстети­ческая деятельность, ролевой тренинг и т. д. При этом важнейшей задачей ос­тается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствую­щей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; фор­мирование навыков критического отношения к информации, в том числе аудиовизуальной.                               

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные мо­ральные, нравственные и этические проблемы.

Согласно ст. 32 п. 11 и ст. 54 п. 4 Закона Российской Федерации «Об обра­зовании» образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоя­тельно определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам, премий и других мер материального стимулирования и закрепляет их в положении, коллективном договоре (соглашении).

Классное руководство включено в перечень дополнительно оплачиваемых работ (п. 7.2.1. Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работ­никам образовательных учреждений. — Приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.01.2001 г. № 20-58-196/20-5/7).

В ряде регионов складывается собственная практика организации деятель­ности классного руководителя и оплаты его труда. Так, в Примерном положе­нии о классном руководителе ряда регионов приоритетными являются его координирующая, коммуникативная и аналитическая функции. За их выполне­ние предусмотрены доплаты в размере от 25 до 50% от ставки заработной платы. Размер доплаты определяется сложностью решаемых задач и уровнем квалификации педагога, владением им специальными педагогическими, диагностическими методиками. Некоторые примерные положения о классном руководителе предусматривают доплату в размере 15% к ставке заработной платы за осуществление педагогическим работником классного руководства в 1—4 классах, и 20% — в 5—11 классах.

В отдельных случаях в общеобразовательных учреждениях определен вре­менной норматив работы классного руководителя. Он равен 4—10 часам в неде­лю. Количество часов дополнительной педагогической работы, установленное учителю за классное руководство, включается при определении объема его пе­дагогической работы (объема учебной нагрузки) при тарификации и подлежит оплате по ставкам, установленным для учителей. Рабочее время по выполне­нию этой дополнительной педагогической работы регулируется Уставом общеобразовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, расписа­ниями, планами мероприятий и другими локальными актами.

Кроме того, существует практика установления доплат и премирования учителей за результаты работы по классному руководству, участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как самого учителя, так и его воспитанников.

В целях реализации воспитательных задач администрация общеобразова­тельного учреждения обязана создать классному руководителю необходимые условия для работы: материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса, поддержку и помощь в система­тическом научно-теоретическом осмыслении классного руководства как проб­лемы, повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах общеобразовательного учреждения и в системе институтов повышения квали­фикации.

 

Управление воспитания

и дополнительного образования

детей и молодежи Минобразования России

 

 

 

 

 

Категория: Классному руководителю | Добавил: panfilovas13
Просмотров: 453 | Загрузок: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Система Orphus
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мои друзья
  • Изумрудный город
  • Рыжий кот
  • Учительский портал
  • Здесь может быть Ваш сайт
  • Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов Каталог сайтов Всего.RU Участник ePochta Blog Rating LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов Информационный интернет справочник | All-Catalogs.Info