Анкета "О талантах ребенка: как их выявить" Методика А. де Хана и Г. Кафа
Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка поможет этот тест.
Познакомившись с «признаками опознания» таланта, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла, и так далее (но не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем суммируйте баллы каждого из восьми разделов. Полученную сумму поделите на число признаков таких талантов. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.
1. У вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:
• интересуется самыми разными механизмами и машинами;
• любит конструировать модели, приборы;
• сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит загадочные поломки и сбои в работе механизмов;
• пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
• любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы;
• интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
2. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, свое настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
3. У вашего ребенка способности к исследовательской деятельности, если он:
• обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
• умеет четко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причем нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
• проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
• с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
• не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан или осмеян.
4. Артистический талант проявляется у ребенка в том, что он:
• часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой и жестами, движениями;
• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
• с удивляющей вас легкостью «переживает» чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен и открыт всему новому;
• любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
5. У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
• хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
• обладает хорошей памятью;
• легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
• задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
• интересуется книгами, причем по своей собственной программе;
• обгоняет своих сверстников в знаниях;
• гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
• обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
• очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
6. Не сердитесь на вашего шалуна - у него просто спортивный талант:
• он энергичен и все время хочет трудиться, двигаться;
• он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
• он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
• неизвестно, когда успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами;
• лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
• предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
• кажется, он никогда всерьез не устает;
• неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
7. У вашего ребенка литературные дарования, если он:
• рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
• любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придавать событию что-то новое и необычное;
• выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные чувства героев сюжета;
• изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными;
• любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно, своей собственной жизни.
8. И наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявляться в том, что он:
• не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
• серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
• охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
• стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидно прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
• не боится высказывать собственное мнение даже о классическом произведении, причем может даже попробовать критиковать, приводя вполне разумные доводы.
и т.д.
|