Коренные жители Кольского края.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
У. – Ребята, послушайте стихотворение.
Белая берёза
Корява и мала
Тянет ветки к солнцу –
Мало ей тепла.
А. Минькова.
У. - Что вас удивило в стихотворении? Почему берёзе мало тепла? Где растёт такая берёза?
У. - Кто догадался, чему сегодня посвящён наш урок?
У. - Где находится Кольский полуостров? (Показ по карте)
У. - Что интересного вы можете рассказать о нашем Заполярном крае? Чем богата Кольская земля?
У. – Молодцы! Вы уже много знаете о нашем крае. А сегодня узнаете ещё много нового и интересного. Конечно, основное богатство Кольского края – наша природа. А это и просторные тундры, и дремучие леса, и роскошные ели и сосны, растущие на подстилке из белоснежного ягеля, среди которого тут и там по осени виднеются красные шляпки подосиновиков. Это и брусника, краснеющая на вырубках, и морошка, радующая глаз любого ягодника, и черника с голубикой, которых полно в наших северных лесах. Но основное богатство Кольского края в людях.
3. Знакомство с особенностями культуры и быта саамов
У. - На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и многие другие. Но издавна здесь проживают саамы. Употребляется два варианта названия народа: саамы или саами.
Слайд 1.
Ученик. На северных территориях четырёх государств: России, Норвегии, Финляндии и Швеции издавна проживали саамы. (Показ по карте) Земля, где они жили называлась – Лапландия, а её жителей – саамов раньше называли лапландцами или лопарями.
Ученик. Кольские саамы раньше жили по всему Кольскому полуострову. Теперь большинство саамов живёт в Ловозере, расположенном в центральной части полуострова. (Показ по карте)
Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?
Ученик. В старые времена жили саамы маленькими погостами (так назывались деревни) или вообще только своей семьёй где-нибудь у лесного озера.
Слайд 3. «Какие были жилища?
Ученик. Жилищем у саамов служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.
У. - Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.
У. - Кто знает, что такое дёрн? Дёрн – это густо заросший травой, скрепленный корнями многолетних растений верхний слой почвы, а также вырезанные пласты из этого слоя.
Ученик. Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дёрн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.
У. – В наше время саамы живут в новых, хороших, тёплых домах.
Слайд 4. «Каким трудом занимались?»
У. - Традиционные занятия саамов тесно связаны с природой Кольского полуострова - это рыболовство, охота и оленеводство.
У. - Как вы думаете на кого охотились саамы?
(Охотились на лесную дичь, песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей.)
У. - Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это? (Северный олень)
У. – Что вы о нём знаете? (Ответы детей)
Ученик. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Разведение домашних оленей называется оленеводством.
У. - Подумайте, почему саамы называют себя оленьим народом? (Ответы детей)
У. - Вы всё сказали правильно. Олень дает для жизни саамов практически все. Это пища, одежда и нитки, оружие и поделки, жилище, средство передвижения. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.
Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»
Ученик. Для нелёгкого труда оленевода и охотника нужна тёплая и удобная одежда. Зимнюю одежду и обувь шили из оленьего меха.
У. - Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.
Словарная работа. Работа в парах.
Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.
У. - Поднимите руки вместе, кто уже знает все значения слов.
У. - Кто не понял слова? (Дети объясняют)
Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»
Ученик. Летнюю одежду саамы шили из сукна или другой плотной ткани.
Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»
Ученик. Саамы издавна славились своими мастерами-умельцами по работе с мехом, вышивке бисером, вязанию.
У. – Чтобы украсть изделие из меха, саамы использовали меховую мозаику. Они придумывали узоры из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.
Саамские мастерицы вышивали бисером на сукне, обычно красного цвета. Узоры получались в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сам бисер брали трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречался синий и зелёный бисер, но никогда не употреблялся чёрный.
При вязании из шерсти использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Их украшали горизонтальными полосками, в которых были традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.
Слайд 8. «Узелки на память»
Ученик. Саамы – коренные жители Кольского полуострова. Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством. Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.
6. Рефлексия. Итог урока
У. - Хотите проверить свои знания?
Парная работа. Разгадайте кроссворд.
У. - Поднимите руки вместе, кто уже разгадал кроссворд.
У. – Проверяем. Молодцы!
У. - Что нового вы узнали о Кольском крае?
У. - Что нового вы узнали о саамах?
У. - Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха».
Приложения к уроку
Презентация «Олений народ»
Кроссворд «В гостях у саамов»
Литература
- Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. - Мурманск: Кн. изд-во, 2005.
- Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
- Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
- Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
- Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
- С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1988
|