ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Педтехнология – это такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата.
Традиционные технологии обучения – технологии, построенные на основе объяснительно–иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу.
Объяснительно- иллюстративное обучение – это способ работы, в основе которого информирование, просвещение и организация репродуктивных действий обучающихся по формированию общеучебных умений и навыков.
Инновационные технологии – гуманистически ориентированные техн. обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.
Развивающее обучение – способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития личности и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Система развивающего обучения – элемент многоуровневого образования , который предполагает реализацию инновационных психолого-педагогических познавательных технологий, обеспечивающих неуклонное развитие форм и способов обучения и наиболее полную реализацию способностей педагогов и учащихся.
Метод проблемных учебных задач – способ обучения самостоятельно совершаемым действиям для решения учебных задач, методы решения которых обучаемым ещё не известны.
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ
I. Личностно-ориентированные технологии.
1. Полное усвоение знаний. Дж. Керролл, Б. Блум. М. В. Кларин («Педтехн. в учебном процессе. – М.. 1989»)
Способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях. Керролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения – переменными, подстраеваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата. Б. Блум выделил следующие категории обучаемых:
- Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
- Талантливые (около 50%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться другие;
- Учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить всё содержание учебного курса. Если условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов.
Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Исходным моментом является общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
Педагогу предстоит определить, в чём состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Категории целей (мыслительной – когнитивной, чувственной – аффективной, и психомоторной сфер) формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся. Категории целей познавательной деятельности:
- Знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу – «запомнил, воспроизвёл, узнал»;
- Понимание: преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) – «объяснил, проиллюстрировал, перевёл с одного языка на другой»;
- Применение: демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации);
- Анализ: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого – «вычленил части из целого»;
- Синтез: проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) – «образовал новое целое;
- Оценка: оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – «определил ценность и значение объекта изучения».
Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Такая система была адаптирована и к условиям классно-урочной системы, получив название «Технология разноуровневого обучения».
2. Технология разноуровневого обучения. Дж. Керролл, Б. Блум. З. И. Калмыкова.
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Школа/класс с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (Госстандарт), 2 – базовом, 3 – вариативном (творческом).
В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:
- Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
- Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура личности, предложенная К. К. Платоновым («Структура и развитие личности»). Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
__ индивидуально-типологоические особенности,проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и …;
__ психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и…;
__ опыт, включающий знания, умения, привычки;
__ направленность личности, выражающая её потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.
Организационная модель школы включает 3 варианта дифференциации обучения:
- Комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
- Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях; при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углублённым изучением отдельных предметов;
- Профильное обучение.
3. Технология коллективного взаимообучения. А. Г. Ривин.
Методики А. Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа в парах сменного состава».
«Работа в парах сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
- В результате регулярно выполняющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
- Каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе
- Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Парную работу можно использовать в трёх видах:
- Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
- Динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющие четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз уму необходимо менять логику изложения, акценты, темп и …, т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- Вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, приводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями:
10% - читают глазами, 20% - слышит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 70% - обсуждает, 80% - опирается на опыт, 90% - говорит и делает совместно, 95% - обучает других.
4. Технология модульного обучения. П. Ю. Цявичене («Теория и практика модульного обучения»)
С. Н. ЛЫСЕНКОВА.
МЕТОДОМ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Воспитание успехом в учебном труде.
Прочные знания – результат упорного, настойчивого труда.
Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью детей, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха.
Успех в труде – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Никогда не злоупотреблять попрёками, замечаниями, двойками. Обязательно надо хвалить даже за незначительный шаг вперёд. Нужно обязательно помогать им в процессе познания, управлять их учением.
В каждом классе есть дети, у которых трудности в усвоении нового материала. Таким детям нужны постоянные упражнения. Значит, нужно дать таким детям это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Надо опережать программу. А для этого требуется по-иному строить процесс обучения, т.е. урок, найти резерв времени. Резерв времени на уроке кроется в общении учителя и ученика.
Изучение трудной темы начинается задолго до того, как начнётся её изучение по программе. Это помогает предотвратить отставание, исключить недочёты и пробелы в знаниях. Такое опережение даёт возможность работать спокойно.
Помогает в этом опорные схемы и комментируемое управление. В этом случае ученики избавлены от механического зазубривания. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание. Схемы-опоры обеспечивают высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Схему читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают: усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А ещё через две недели и схема снимается: она больше не нужна.
Комментированное управление, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками. При этом каждый вовлекается в дело. Когда комментирует сильный ученик – все стремятся успеть за ним, а если комментирует слабый, он тоже старается изо всех сил – ведь он ведёт целый класс. Очень важно, при комментировании слабым учеником, чтобы дети отнеслись к нему с пониманием, т.к. может быть медленный темп и наличие ошибок. Такой ученик требует постоянного одобрения своих действий.
Так, комментированное управление, работа по схемам-опорам помогают детям осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. В результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.
ОСНОВЫ МЕТОДА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Комментируемое управление
Очень важно организовать труд ученика на уроке. Это удаётся с помощью комментированного управления. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс.
Чёткий ритм, краткая характеристика- аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения задания. Ведя за собой класс, ученик не просто отвечает. Подражая в какой-то степени учителю, он старается говорить громко, чётко, чтобы всем было понятно. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу ученика. В результате у всех хорошая дикция, ясная речь.
При объяснении нового материала учитель пишет на доске, при закреплении пишет за ответом ученика полностью или частично в зависимости от целей на данном этапе.
Опорные схемы.
Опорные схемы – это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли. Пользуясь схемой, читая её, дети строят свой ответ. При таких помощниках исчезает скованность и страх перед ответом.
Использование опорных схем позволяет не учить правила дома, всё усваивается на уроке. Висят схемы столько, сколько нужно для полного усвоения.
В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда.
Перспективная подготовка.
Первые шаги опережения: объединение близкого и однородного материала учебника, попутное прохождение тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент.
После первого введения в тему следует организовать многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно. Одновременно готовить к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие и развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Д/з не являются чем – то новым.
Изучение трудных тем рассредоточивается и ведётся на трёх этапах последовательно, от простого к сложному, обязательно до выработки навыка практического действия.
На первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. На этом этапе активны сильные ученики.
Второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала по теме. Именно на этом этапе происходит опережение.
На третьем этапе используется сэкономленное время. Схемы в этот период убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.
При перспективном обучении в журнал ставятся только положительные отметки за опережающий материал.
При опережающем обучении новый учебный год начинается с 1 апреля, и притом с самой трудной темы следующего класса. На следующий год эти темы легко впишутся в перспективную работу. И далее создаётся новый резерв времени.
Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения; Увеличение фактического времени работы над темами происходит постоянно. Отсюда медленное, последовательное, прочное усвоение материала.
(Решение уравнений – с IV ч 1класса).
|