Сайт учителя начальных классов
Панфиловой Светланы Леонидовны
Интересные работы: "Интерактивные тесты", И.А. Бунин "Густой зеленый ельник у дороги...","Северный олень", "Япомню! Я горжусь!"
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Сценарии праздников [18]
Внеклассные занятия [1]
Меню сайта
Наш опрос
Россия для Вас - это ...
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Погода Код для кнопки

Наводим мышь на кнопку, правой кнопкой выбираем меню "просмотр кода элемента" или "проверить элемент", внизу страницы появляется окошко на НТМЛ языке, строка с кодом кнопки подсвечивается. Копируем и вставляем на сайт в шаблоне основной страницы.
Главная » Статьи » Сценарии праздников

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Литературно – музыкальная композиция «Дети войны»

Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

Задачи:

1. Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. 

2. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

3. Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.

4. Содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей.

5. Формировать умения и навыки поиска нужной информации.

 

Оборудование: компьютер;  мультимедийный проектор.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд 1.

Тема занятия, кто выполнил.

Слайд 2.

Ведущий 2:  Наш разговор сегодня – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас потерь, и радость надежд в ожидании победы.

 

Чтец:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война!

Ведь эта память – наша совесть

Она как сила нам нужна!

 

Слайд 3.

Чтец:

Не обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

 

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,

О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти!

 

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же, полными слез.

 

 

 

 

Слайд 4.

(фото с детьми, голос за кадром со спецэфектами)

Куда ни глянешь —

Дети, дети, дети,

Все человечество

За них в ответе.

 

Но по ночам

На всех материках

Ворочаются бомбы

В тайниках.

Их столько накопилось

На планете —

 

Земля под ними

Стала провисать...

 Куда их только

Думают бросать?!

Куда ни бросишь —

Дети, дети, дети!

 

Ведущий 1:  1941год. Начало лета.

 

(Танцуют дети. Неожиданно музыка обрывается. Гаснет свет, звучит воздушная тревога, слышатся разрывы бомб).

(Немая сцена.)

Слайд 5. (Пустой)

Девочка  

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

 

Мальчик

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

 

Слайд 6.

Люди у громкоговорителя

(Звучит объявление о начале ВОВ Левитана, во время которого ребята-ведущие переодеваются. Элементы одежды военного времени: пилотки, гимнастерки и т.)

 

Слайд 7.

Клип «Священная война»

 

 

Слайд 8.

Ведущий 2:  Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.

Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

Ведущий 1: А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.

Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили.

Ведущий 2:  Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось.

 

Слайд 9.

Юноша:

Сколько их – исковерканных войной детских судеб?

Как внезапно ворвалась война  в их детство и юность…

Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких! 

 

Девушка: 

Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть». 

 

Чтец:

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

 

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

 

Слайд 10.

Ведущий 1: 1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений.  Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит «новый немецкий порядок».

 

Слайд 11.

Чтец:

 А.  Твардовский ДОМ У ДОРОГИ

(глава из поэмы)

 

Родился мальчик в дни войны,

Да не в отцовском доме,—

 Под шум чужой морской волны

 В бараке на соломе.

Еще он в мире не успел

Наделать шуму даже,

Он вскрикнуть только что посмел —

И был уже под стражей.

Уже в числе всех прочих он

Был там, на всякий случай,

Стеной-забором огражден

 И проволокой колючей.

И часовые у ворот

Стояли постоянно,

И счетверенный пулемет

На вышке деревянной.

 

Слайд 12.

Ведущий 2: 5 августа 1942 года.

Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак.

По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».

Ведущий 1: Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».

 

Мальчик: Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти. Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

 

 Слайд 13.

Этот ужас пережили не только дети «Треблинки». Концлагерь «Освенцим».

 

 

Чтец:

СОН

Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.

Я уже развеян,

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница. Родина. Смоленщина.

 Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать... —

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

 А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...

 

Слайд 14.

Мальчик: Концлагерь «Нацвайер».

 

Слайд 15.

Девочка: «Саласпилс».

 

Слайд 16.

Мальчик: «Бухенвальд». В трубах всех этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

 

Слайд 17.

(Пустой,  песня «Журавли»)

Девочка: А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

 

(Оставляем пустой слайд)

 

Ведущий 1: Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле.

Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.

 

Слайд 18.

Ведущий 2: Леонид Голиков, 14 лет - Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою. Удостоен званием Героя Советского Союза – посмертно.

 

Слайд 19.

Ведущий 1: Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, зверски замучена фашистами. Удостоена званием Героя Советского Союза – посмертно.

 

Слайд 20.

Ведущий 2: Валентин Котик — 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами. Удостоен званием Героя Советского Союза – посмертно.

 

Слайд 21.

Ведущий 1: Лара Михеенко — 12 лет, расстреляна фашистами.

 

Слайд 22.

Ведущий 2: Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

 

Слайд 23.

Ведущий 1: Нина Сагайдак — 14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.

 

Слайд 24.

Ведущий 2: Володя Дубинин - 15 лет, выполняя задание и тылу вра­га, подорвался на мине.

 

Слайд 25.

Ведущий 1: Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.

 

Слайд 26.

Чтец:

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

 

(По щелчку)

Ведущий 2: По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне с взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

 

Слайд 27.

Мальчик: А скольких детей погубила война, чьи имена нам неизвестны. Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства.

 

(Клип «Вечный огонь» Колдуна)

 

Слайд 28.

(Блокадный Ленинград)

Ведущий 1: 8 сентября гитлеровские войска окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. А разве не герои – дети, выжившие в Ленинградской блокаде?

 

Мальчик:

А когда-то в дни блокады

Ты о чем мечтала, Алла,

В тот судьбы недобрый час

Поднимая взор свой к небу?

 

Девочка:

Чтоб в кусок ржаного хлеба

Превратился тот фугас...

Чтоб померкнувшее солнце

Озарило вдруг оконца,

Где к «буржуйке» на рассвете

Жмутся зябнущие дети...

Помнишь — Ладога, дорога?

И заснеженная даль,

И не детская тревога,

И не детская печаль?

 

Слайд 29.

(Дети блокадного Ленинграда)

Ведущий 1: Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Ведущий 2: В городе начался голод. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки. Воду брали из Невы. Тысячи детей, женщин, стариков  умирали от голода.

Чтец:

В метельной ночи Ленинграда

Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется, а за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

Везут — и за вымершим садом

Их след исчезает в снегу,

А небо трясет канонада—

На месть и на гибель врагу.

 

Слайд 30.

Ведущий 1: Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.         

 

Слайд 31.

Девочка: Поздней осенью 1941 года по льду Ладожского озера была проложена «Дорога Жизни». Шли в город под обстрелами вражеских самолётов колонны автомобилей с провизией, а из города увозили детей, раненых, стариков.

 

Мальчик: Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

 

Девочка: Можно спросить у этих детей, что помнят они о той войне, что могут рассказать? Многое! Должны рассказать!

 

Мальчик:

В. Астафьеву Я УЧИЛСЯ ПИСАТЬ

 

Я учился писать...

Лихорадочно били зенитки,

У войны отвоевывая

Островки тишины,

И таскал я в карманах

Тяжелые рваные слитки,

Как горячие метеориты войны.

 

Я учился писать...

Где-то плавились танки,

Где-то люди кричали,

Умирая в огне и в дыму...

 

Я учился писать,

И хрустящие хлебные карточки

От себя отрывала

По клеточке Мать,

Чтоб меня не тошнило,

Чтоб меня не шатало за партою.

Я учился писать!..

 

Слайд 32.

Прочитать стихотворение «Варварство» М.  Джалиля (Видео)

Чтец:

Они с детьми согнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли - кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

 

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных.

Мутный дождь гудел в листве рощ

И на полях одетой мглою,

И тучки опускались над землею

Друг друга с бешенством гоня.

 

Нет, этого я не забуду дня!

Я не забуду никогда во веки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

 

Своими видел я глазами.

Как солнце скорбное, омытое слезами

Сквозь тучу вышла на поля

Последний раз детей поцеловала

В последний раз...

Ребенок, мальчуган больной

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины.

Она смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка.

Все понял, понял все малютка.

«Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать!»

 

Он плакал и, как лист,

сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

нагнувшись, подняла двумя руками мать.

Прижала к сердцу против дула прямо.

- Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь!

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач и голос его тонок,

И в сердце он вонзается как нож.

 

«Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь.

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи сынок, терпи. Сейчас не будет больно!»

И он закрыл глаза, и заалела кровь,

По шее красной лентой извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

 

ПАУЗА (Пустой кадр)

 

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся –

Помните!

Какой ценой завоевано счастье –

Пожалуйста, помните!

 

Слайд 33.

Ведущий 2: Трудно было всем, и дети не были исключением, потому что на войне детей не бывает. И те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.

Ведущий 1:   В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.

 

Слайд 34.

Ведущий 2: Среди 149 сгоревших в Хатыни  - 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:

Новицкий Александр Романович

Новицкая Александра

Новицкий Леня  15 лет

Новицкий Женя 13 лет

Новицкая Маша 11 лет

Новицкая Аня      9 лет

Новицкий Костя  5 лет

Новицкий Антон 4 года

Новицкий Миша  2 года

 

Ведущий 1: Будто бы вставшие из пепла Хотынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим.

(Голос из кадра)

Отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

 

Помните!

Через века,

через года -

Помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда -

Помните!

 

Детям своим расскажите о них, чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них.

Чтобы тоже помнили!

 

Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда -

Помните!

 

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

 

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста,

Помните!

 

Слайд 35.

Ведущий 2: Наша страна мирно живет 65 лет. И хотелось бы сказать,  уже выросло поколение, не знающее, что такое война. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повторяться.

 

 

 

 

Слайд 36.

Чтец:

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Слайд 37.

(Вечный огонь, метроном, голос из кадра)

 

Слайд 38.

Чтец:

Задохнулись канонады.

В мире тишина

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть,

 

Эта память – верьте, люди –

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.

 

День Победы (клип)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они их собрали, спокойно до боли,

Детишек и женщин… и выгнали в поле.

И яму себе эти женщины рыли,

Фашисты стояли, смотрели, шутили…

Затем возле ямы поставили в ряд

Измученных женщин и хилых ребят.

 

У сына дрожали ручонки и зубки,

Он плакал в подоле ее выцветшей юбки.

Всю душу ее на куски разрывая,

Сын будто кричал уже все понимая:

 

“Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!”

Нагнувшись, взяла его на руки мать,

Прижала к груди:

 

“Ну не бойся, сейчас не будет на свете,

Мой маленький, нас… нет, больно не будет…

Закрой только глазки, не надо смотреть.

А то палачи закопают живьем.

Нет, лучше от пули мы вместе умрем”

 

Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…

Вдруг молния два осветила ствола

И лица упавших, белее, чем мел…

 

И ветер вдруг взвизгнул, И гром загремел.

Пусть стонет земля, Пусть рыдает крича;

Как магма, слеза будет пусть горяча

 



Источник: http://panfilovas13.ucoz.ru/_prezentasii/Deti_voini.rar
Категория: Сценарии праздников | Добавил: panfilovas13 (04.05.2010)
Просмотров: 1340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Система Orphus
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мои друзья
  • Изумрудный город
  • Рыжий кот
  • Учительский портал
  • Здесь может быть Ваш сайт
  • Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов Каталог сайтов Всего.RU Участник ePochta Blog Rating LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов Информационный интернет справочник | All-Catalogs.Info