Сайт учителя начальных классов
Панфиловой Светланы Леонидовны
Интересные работы: "Интерактивные тесты", И.А. Бунин "Густой зеленый ельник у дороги...","Северный олень", "Япомню! Я горжусь!"
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [70]
В разделе представлены элементы уроков по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке с использованием ИКТ
Учебные программы [2]
Классные часы [6]
Классному руководителю [37]
Тематическое планирование по предметам УМК "Перспективная начальная школа" [18]
Меню сайта
Наш опрос
Россия для Вас - это ...
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Погода Код для кнопки

Наводим мышь на кнопку, правой кнопкой выбираем меню "просмотр кода элемента" или "проверить элемент", внизу страницы появляется окошко на НТМЛ языке, строка с кодом кнопки подсвечивается. Копируем и вставляем на сайт в шаблоне основной страницы.
Главная » Файлы » Классному руководителю

Профилактика профессионального выгорания педагогов
[ · Скачать удаленно () ] 17.08.2015, 12:23

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Человек и его потенциальные возможности.

Преуспев в информационных технологиях, сделав одно за другим открытия в разных областях наук, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Но это совсем не так. Душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима.

Большинство учителей, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии.

Это общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия.  Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами по работе, но и со своими домашними и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

Это своеобразное состояние получило название "выгорание личности".

Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как "прекращение горения". Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией (в медицине — расстройство самосознания; характеризуется главным образом чувством отчуждения собственных мыслей, эмоций, действий.  2) В философии и социологии обозначает крайние формы отчуждения, стандартизации личности), снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию.

Профессия педагога связана с множеством различных нагрузок. Общение с учащимися, коллегами, родителями требует постоянной мобилизации физических, интеллектуальных и эмоциональных сил. Их необходимо восстанавливать, чтобы сохранять работоспособность, эмоциональное равновесие, здоровье. Это важно не только для учителя, но и для школьников, с которыми он работает.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:

  • стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности
  • беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость
  • не всегда разумная организации труда
  • невнимание к своему здоровью

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы "вернуться", ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслах, полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.

В связи с тем, что способность к саморегуляции дана человеку от природы, важно создать условия для того, чтобы он мог полноценно и целенаправленно пользоваться имеющимися у него потенциалом, обратить его на пользу себе, своим близким и окружающим.

Саморегуляция – это свойство личности сохранять свою целостность, равновесие в процессе жизнедеятельности. Различают компенсаторную и продуктивную функции саморегуляции.

Компенсаторная функция, или самореабилитация, чаще используется для восстановления физического и психического потенциала личности до состояния прежней нормы активности.

Продуктивная – предполагает открытие в себе новых свойств, качеств, смыслов, дающих толчок к поддержанию устойчивости личности. В этом случае важно, чтобы человек уже владел способностью осознанно восстанавливаться до своей обычней нормы, т.е владел приемами самореабилитации. Следующим шагом является поиск выхода за пределы своей прежней нормы, умение найти новый уровень своего физического и психического потенциала.

Хочется верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Давайте вспомним историю восточной и европейской культуры. Какие же взгляды были у философов на проблему отношения человека к своей жизни и к своему здоровью:

  • Я сам строю свою жизнь, управляю своими состояниями.

  • От меня мало что зависит. Все предопределено наследственностью, средой, социальной ситуацией, и прочими факторами.

            Надо обязательно для себя выбрать положительную установку на день, перед ответственным событием, трудным разговором, перед сном.         

УСТАНОВКА, состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Какие потенциальные возможности есть у человека?

Мне хотелось бы напомнить вам о красочном лечении.

Предположения о том, что различные цвета по-разному воздействуют на наше физическое и эмоциональное состояние стары.

В Древнем Египте пациентов помещали в существовавшие при храмах особые комнаты, которые были выкрашены в разные насыщенные оттенки. В Индии лекари оборачивали больных в цветные ткани. Греческие эскулапы прописывали ванны с окрашенной в тот или иной тон водой. А в Китае использовали цветные стекла.

И все же, почему цвета оказывают на нас такое магическое влияние? У каждого из них есть своя частота. Воздействие цветов объясняется и цветовой памятью, которой обладает каждый из нас. Одни пробуждают плохие воспоминания, и вызывает отрицательные эмоции, другие оттенки, наоборот, поднимают настроение  и улучшат самочувствие.

«Цвета одежды, которую мы носим, стен, в которых мы находимся, основные краски пейзажа ха окном могут серьезно повлиять на наше здоровье, самочувствие, настроение» Пенни Стэнвей.

«Не идите на поводу у инстинктов! Достав из шкафа черную, коричневую или серую одежду  - повесьте ее обратно. Когда вы чем-то расстроены, лучше выбирать одежду ярких, теплых, радостных тонов: красных, оранжевых, желтых.  Это поднимет вам настроение и улучшит самочувствие»

(Выдать листы «Радуга по рецепту»)

Индийские мудрецы считает, что энергия в человеке образуется и накапливается в нервной системе, Они также сравнивают человеческое тело с современным авианосцем.  Кож – это броня, органы – сама машина, мозг – пульт управления, а нервы – электрические провода. Любой человек, научившись накапливать  и распределять жизненную энергию по собственной воле, благодаря регулярным физическим упражнениям, массажам и дыхательной практике в состоянии контролировать свое физическое и эмоциональное состояние. А значит, может научиться управлять организмом. Последователи йоги считают, что энергия присутствует во всем живом: в воздухе, воде, продуктах питания, солнечном свете. Из всего этого мы и черпаем силы для творчества и повседневных дел.

Умение правильно дышать – основа любых восточных практик, поэтому нос считается самым важным органом поглощения энергии. Однако в процессе эволюции мы постепенно разучились дышать. Во время напряженной умственной работы дыхание становится тише. Как только вы почувствуете, что излишне возбуждены и не можете сосредоточиться на нужных мыслях, попробуйте выполнить следующее упражнение:

Сядьте так, чтобы спина была прямая. Сконцентрируйтесь на дыхании и, не отвлекаясь, следите за каждым вдохом и выдохом. Дышите через нос. Сделайте полный глубокий вдох. Почувствуйте, как воздух проходит  через носовую полость, гортань, горло, бронхи. На короткое время задержите дыхание и сделайте выдох. Выдыхайте медленно и плавно, так чтобы по времени  выдох был как можно длиннее, а струя выдыхаемого воздуха была как можно короче. Обратите внимание, как поток воздуха проходит в обратном направлении. Дыхание должно быть тихим и спокойным, оставаясь при этом глубоким. Это упражнение благотворно влияет на психику, улучшает умственную деятельность, успокаивает.

Новая методика одновременного пробуждения физических и психологических сил организма  - ЭЗАЛЕН – МАССАЖ.

В основе эзален-массажа лежит представление о человеческом организме как о целостной системе, на которую необходимо воздействовать комплексно. Поэтому он сочетает в себе принципы акупунктуры и дыхательных практик. С его помощью можно добиться не только быстрого улучшения самочувствия и облегчения острой боли, но и гармонизировать свое состояние в долгосрочной перспективе. Массаж повышает иммунитет, укрепляет нервную систему, стимулирует циркуляцию крови и обмен веществ, понижает содержание в клетках гормонов стресса, снимает мышечное напряжение. Правильная постановка дыхания помогает расслабиться, избавляя от спазмов и эмоциональных блокировок. Методика эзален-массажа хороша тем, что подходит для домашнего самостоятельного применения.

(выдать листы)

Снять стресс по-восточному.   Сядьте по-турецки. Поднимите руки вверх ладонями наружу и потянитесь. Затем опустите руки и расслабьтесь. (10 раз)

По методу доктора Ветоза. Закройте глаза и мысленно рисуйте перед собой белым мелом на черной доске горизонтальную восьмерку – знак бесконечности. Такое воображаемое генерирование образа учит упорядочивать мысли, эмоции, состояние в целом.

Тот, кто ест шоколад, счастливее того, кто не ест.

Категория: Классному руководителю | Добавил: panfilovas13 | Теги: снятие усталости, выгорание учителя, выгорание личности, профессиональное выгорание, снятие стресса
Просмотров: 390 | Загрузок: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Система Orphus
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мои друзья
  • Изумрудный город
  • Рыжий кот
  • Учительский портал
  • Здесь может быть Ваш сайт
  • Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов Каталог сайтов Всего.RU Участник ePochta Blog Rating LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов Информационный интернет справочник | All-Catalogs.Info